Бывший лидер сирийских боевиков собирается с визитом в Вашингтон
Совет безопасности ООН снял санкции с президента Сирии на переходный период Ахмеда аш-Шара`а и министра внутренних дел Анаса Хаттаба – подготовленную американцами резолюцию поддержали 14 из 15 членов СБ ООН (Китай воздержался). Таким образом, «Совет [безопасности] посылает мощный политический сигнал о том, что Сирия вступает в новую эру», – заявил после голосования посол США в ООН Майк Уолтц. Надо полагать, уже в скором времени, спустя примерно год после падения «режима Асада» действующие власти страны получат новое оформление или международное признание. Легитимность правительства аш-Шара`а готовы укрепить в Белом доме, хозяину которого не привыкать делать, казалось бы, самые головокружительные кульбиты.
Несколько дней назад спецпосланник США в Сирии и посол в Турции Том Баррак сделал в кулуарах представительного регионального форума Manama Dialogue Conference в Бахрейне важное заявление. Ожидается, что бывший лидер запрещённой в России террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» Мохаммед аль-Джуляни явится в Белый дом 10 ноября, где в ходе переговоров с Трампом подпишет документ о присоединении Сирии к возглавляемой США коалиции против запрещённого в России «Исламского государства».
Позднее сообщение Баррака, одного из ближайших соратников Трампа, спецпосланника по Сирии и посла в Анкаре, подтвердила и официальный представитель Белого дома Кэролайн Левитт. Своеобразная ирония судьбы, но, таким образом, получается, что визит сирийского лидера в США станет первым с момента обретения страной независимости в 1946 году. Ранее аш-Шара`а встречался с Трампом 14 мая в Эр-Рияде в компании наследного принца Мохаммеда бин Сальмана, а в сентябре общался с Дональдом и Меланией на полях Генассамблеи ООН. Вот и выходит, что для того, чтобы быть принятым в Белом доме и обрести международный респект, нужно стать немного «своим» джихадистом, вовремя сменив камуфляж на пиджак и галстук. Несмотря на вроде бы разрыв с запрещённой в России «Аль-Каидой», в 2020 г. Госдеп назначил за сведения о лидере «ХТШ» без малого 10 миллионов долларов.

Недавно эту награду отменили, что стало органичной частью заблаговременно начатой кампании по «отбеливанию» действующей власти Дамаска. Так, в сентябре 2025 г. Королевство Саудовская Аравия через Саудовский фонд развития и Государство Катар через Катарский фонд развития предоставили Сирии совместную финансовую поддержку в размере 89 млн долл., о чём торжественно объявили в ходе очередной сессии Генассамблеи ООН. Предполагалось, что совместное финансирование обеспечит жизненно важную бюджетную поддержку разрушенной войной арабской страны, позволяя выплачивать часть зарплаты госслужащим, ответственным за основные функции, связанные с предоставлением базовых услуг и т. д. Ранее, в мае усилиями того же Тома Баррака удалось достичь соглашения о восстановлении энергетики Сирии на 7 млрд долл. при участии консорциума катарских, турецких и американских компаний. Неизвестно, насколько успешными окажутся этот и другие бизнес-проекты, однако нельзя не отметить настырность их инициаторов и вдохновителей из числа девелоперов и застройщиков, похоже, начинающих осознавать непростые реалии ближневосточного региона, куда они стремятся зайти с пользой для себя. По информации Reuters, в Пентагоне хотят разместить крупный воинский контингент на авиабазе вблизи Дамаска (предположительно речь идёт о бывшей базе ВВС Сирии Меззе на трассе N7, связывающей Дамаск с южными районами Сирии, в настоящий момент подконтрольный ЦАХАЛ). Возможно, американские военные вынашивают планы создания на границе между двумя странами импровизированной «буферной зоны» в рамках продвигаемого Трампом соглашения о прекращении огня. Государственное агентство SANA со ссылкой на МИД страны информацию о создании базы опровергло, однако не исключено, что данная идея вброшена не просто так будет обсуждаться в ходе вашингтонских переговоров аш-Шара`а.

Думается, это важно в том числе с точки зрения интересов Израиля, поддержка которого любой ценой остаётся безусловным приоритетом внешней политики США на Ближнем Востоке. Вашингтон обеспечивает дипломатическое «прикрытие» еврейского государства в ООН, где американская делегация неоднократно накладывала вето на резолюции, критикующие те или иные действия Западного Иерусалима. Американские военные вмешательства в регионе, включая войну в Персидском заливе в 1991 году, вторжение в Ирак, военное присутствие в Сирии и заканчивая ударами по ядерным объектам Ирана в минувшем июне, неизменно служили устранению или серьёзному ослаблению региональных противников Израиля.
Другое дело, что классические правила протекционизма стали частенько давать сбой в отношениях между США и Израилем, вынуждая последний действовать самостоятельно, в том числе и в отношении Сирии (уничтожение значительной части арсенала бывшей армии Асада, продвижение в сторону друзских районов и т. д.). В отличие от традиционных протекторатов, режим Нетаньяху часто действует вопреки американским интересам. Нынешний сирийский режим явно признан США «допустимым злом», коему едва ли случайно дают возможность именно до некоторой степени воссоздать вооружённые силы. Так на днях Министерство обороны Сирии объявило, что более 2 тысяч офицеров, уволившихся или исключённых из армии после падения «режима Асада», вновь приняты на службу, что вполне объяснимо. Правда, найдут ли они общий язык с боевиками «сирийской национальной армии» и других джихадистских группировок – большой вопрос. Во всяком случае, в Израиле и в США, должно быть, надеются, что старые «асадовские» кадры в комсоставе будут способны удержать буйные головы, например, от гипотетических поползновений отбить Голанские высоты у израильтян. В конце концов, режим Асада лояльнее всего относился к Израилю по факту своих политических шагов или отсутствия таковых на южном направлении за 40 лет, начиная с де-факто оккупации Голан, признанной Белым домом в первый президентский срок Трампа.
С подачи и при деятельном участии США в Восточном Средиземноморье формируются новые балансы, включая полюса регионального противостояния в лице Турции и Израиля, интересы которых неизбежно будут соприкасаться в Сирии. Политико-дипломатические телодвижения будут дополняться энергетической и транспортной составляющей, однако последствия затяжного вооружённого конфликта ещё длительное время будут негативно влиять на региональные расклады. По-видимому, понимая это, сирийские власти пытаются работать и на российском направлении, ярким подтверждением чему стали переговоры Президента России и главы переходной администрации Сирии в Москве 15 октября. Ранее в Москве побывала делегация Министерства обороны Сирии во главе с начальником Генерального штаба генерал-майором Али аль-Наасаном.
Не следует сбрасывать со счетов и взаимовыгодные экономические проекты. Так, в начале сентября 2025 г. впервые почти за 15 лет Сирия экспортировала 600 тыс. баррелей тяжелой сырой нефти из порта Тартус в рамках сделки с неназванной торговой компанией. Возможное возвращение компаний «Татнефть» и «Гознак» свидетельствует в пользу прагматичного партнёрства. Не исключено учреждение совместного инвестиционного фонда для финансирования перспективных проектов на принципах государственно-частного партнёрства.
Наконец, присутствие в Сирии десятков тысяч боевиков, в том числе немалого числа уроженцев Центральной Азии и Кавказа, представляет серьёзный вызов не только для Москвы, но и для действующей сирийской власти, сталкивающейся с возрастающей критикой со стороны вчерашних соратников аш-Шара`а по «вооружённой оппозиции».
Источник: www.fondsk.ru